Положение о логопедической службе

образовательных учреждений системы Дубненского ГОРУНО.

1.1. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

1.2. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении при наличии 5-10 классов 1 ступени начального общего образования или при наличии не менее 30 учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.

1.3. Учитель-логопед принимается на работу и увольняется с работы директором школы в установленном порядке.

1.4. Ставка учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю, их них 2 часа логопед имеет право выделить для консультативной работы.

1.5. Оплата труда учителю-логопеду производится в соответствии с существующей системой оплаты труда работников народного образования.

1.6. руководители школ и учителя-логопеды в своей деятельности руководствуются:

1.7. а) настоящим Положением о логопедической службе образовательных учреждений системы Дубненского ГОРУНО;

1.8. б) инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2;

2. Основные задачи логопедической службы (учителя-логопеда).

2.1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2.2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

2.3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

3. Организация работы логопедической службы.

3.1. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения устной и письменной речи, регистрируются по форме, согласно приложению 1.

3.2. На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

3.3. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ ( дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

3.4. Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

3.5. Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения на более 25 человек.

3.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по установленным формам (см. приложение 2).

3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи (приложение 3).

3.8. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

3.9. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

с обучающими, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, - не менее 3 раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое (ФФН) или фонематическое недоразвитие речи (ФН), нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН и ФН, не менее 2-3 раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект (ФД), - не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися детьми – не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими: а)ОНР 2-3 уровня по Р.Е.Левиной; б)дефекты речи, обусловленные органическими нарушениями строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); сочетанные дефекты (ОНР, дизартрия, нарушения чтения и письма). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися детьми и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

3.10. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

3.11. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.

3.12. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей направляются учителем-логопедом на обследование врачами-специалистами (психоневрологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

3.13. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

3.14. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.15. Результаты логопедической работы отмечаются в речевых картах учащихся и доводятся до сведения учителей, администрации ОУ и родителей.

4. Должностные обязанности учителя-логопеда.

4.1 Учитель-логопед должен хорошо знать содержание, методы, приёмы коррекционного обучения, ориентироваться в программном материале по русскому языку и чтению в 1-4-х классах, учитывать программные требования при работе с детьми.

4.2 Учитель-логопед:

осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию

отклонений в развитии детей:

обследует учащихся, определяет структуру и степень дефекта;

комплектует группы для занятий;

проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии речи детей;

консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям;

использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственных стандартов;

соблюдает права и обязанности учащихся, содержащиеся в Законах Московской области и РФ «Об образовании»;

систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

осуществляет связь с родителями обучающихся детей;

выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период обучения

ведёт установленную документацию и предоставляет руководителю ОУ и специалистам ГОРУНО ежегодный отчёт (приложение 4) о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

В определённые сроки предоставляет специалистам ГОРУНО данные мониторингов по обследованию устной речи учащихся 1-х классов и письменной речи учащихся 2-х классов.

- проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

- осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);

- поддерживает связь с дошкольными ОУ, со специальными (коррекционными) ОУ, логопедами детских поликлиник и ПМПК.

- участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.

- работает в тесном контакте со школьным ПМПК, является членом ШПМПК.

5. Документация логопедического пункта.

5.1. Журнал учёта посещаемости обучающихся, зачисленных на логопедический пункт (приложение 6);

5.2. Индивидуальные речевые карты обучающихся, зачисленных на логопедический пункт (приложение 2);

5.3. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;

5.4 Общий план методической работы на год;

5.5. Перспективные планы работы на год для каждой группы учащихся;

5.6. Расписание занятий по группам, заверенное директором школы;

5.7. Паспорт логопедического кабинета по установленной форме (приложение 5);

5.8. Списки обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (приложение 1);

5.9. Копии отчётов о работе за год (приложение 4).

6. Руководство и контроль за логопедической работой в школе.

6.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителей-

логопедов осуществляют директора школ и заместители

директоров по УВР по начальной школе.

6.2. Контроль за логопедической работой в школе со стороны ГОРУНО

осуществляет председатель городской ПМПК.

6.3. Методическая помощь учителям-логопедам осуществляется

отделом развития и методического обеспечения ГОРУНО через

городское методическое объединение, которое возглавляет

наиболее опытный учитель-логопед.

 

Приложение 1.

Список обучающихся школы №______,

имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

п/п

Фамилия, имя

класс

Дата обследования

Заключение учителя-логопдеа

Примечание

           

Приложение 2.

 

Город Дубна. Логопед_____________

Школа __________ _____________________

Речевая карта (форма 1)

Анкетные данные

Фамилия, имя_____________________________________________

Возраст __________________________________________________

Школа, класс _____________________________________________

Дата зачисления на логопункт________________________________

Проводилась ли коррекция ранее, результат____________________

Анамнез_______________________________

Состояние звукопроизношения

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата

Особенности речевой моторики

(тонус, точность, активность, длительность, переключаемость, темп, наличие синкинезий, саливация)

Особенности динамической стороны речи

(темп, ритм, ударение, паузы, особенности голоса, интонация, выразительность)__________________________________________________________________

Особенности ручной моторики

1.Ведущая рука________________________________________________

2.Проба Хэда : -покажи правой рукой левое ухо ___________________

- покажи левой рукой правый глаз _______________________________

- правые и левые части у сидящего напротив человека ______________

3.Оптико-кинестетическая организация движений (праксис позы):

-соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца____________________________

-вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы ( остальные согнуть)______

4. Динамическая организация движений:

- поочерёдное прикосновение большого пальца ко 2,3,4,5 пальцам на одной руке _________________

игра на рояле» (поочерёдное прикосновение пальцев к столу от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу) _____

Слуховая функция и восприятие речи

1.Состояние биологического слуха_______________________________

2.Состояние восприятия речи ___________________________________

Фонематическое восприятие речи.

Уровень слогов____________________________________________

Уровень слов, предложений_________________________________

Языковой анализ и синтез

Анализ предложения на слова________________________________

Слоговой анализ и синтез___________________________________

Фонематический анализ и синтез_____________________________

Словарный запас

(объём, точность, соответствие возрасту)__________________________

Грамматический строй речи

1.Типы употребляемых предложений_____________________________

2.Словоизменение_____________________________________________

3.Словообразование____________________________________________

Связная речь

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок____________

2.Составление рассказа по одной сюжетной картинке_______________

Состояние зрительно-пространственных функций

Биологическое зрение______________________________________

Зрительно-пространственные функции:

- ориентировка в пространстве_________________________________

- составление картинки_______________________________________

- конструирование фигурок из палочек__________________________

Состояние речезрительных функций (по альбому оптических проб)

Чтение

1.Способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)

2.Понимание прочитанного_____________________________________

3.Типичные ошибки___________________________________________

Письмо (списывание с печатного и письменного текста, письмо под диктовку, изложения)

1.Пропуски, вставки__________________________________________________

2.Замены____________________________________________________________ 3.Перестановки______________________________________________________

4.Нарушение границ слов, предложений_________________________________

5.Аграмматизмы_____________________________________________________

6.Искажение букв____________________________________________________

7.Орфографические ошибки____________________________________________

8.Иное______________________________________________________________

Особенности речи, связанные с заиканием

Неврологический статус

Данные педагогических наблюдений

расторможенность________________медлительность_______________ активность______________________утомляемость_________________ внимание________________________память______________________

контактность______________логическое мышление________________

Логопедическое заключение

Результат коррекционной работы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Город Дубна Логопед

Школа_____________ ____________________________

Речевая карта (форма 2)

Анкетные данные.

1.Фамилия, имя_________________________________________

2.Возраст____________ школа__________ класс_____________

3.Дата зачисления________________________________________

4.Проводилась ли ранее коррекция, результат________________

Анамнез

Особенности анатомического строения речевого аппарата

челюсти_______________________________________________

зубы __________________________________________________

язык__________________________________________________

твёрдое нёбо___________________________________________

мягкое нёбо____________________________________________

губы __________________________________________________

Особенности речевой моторики

наличие или отсутствие движений_________________________

тонус (нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряжённый)___________________________________________

активность движений (нормальная, заторможенность, расторможенность)_______________________________________

точность ________________________________________________

длительность_____________________________________________

переключаемость (плавный переход, толчкообразный, с лишними движениями)___________________________________

темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)_________

замена одного движения другим__________________________

наличие синкинезий, добавочных, лишних, содружественных движений_______________________________________________

-наличие саливации _____________________________________

Особенности динамической стороны речи

(темп, ритм, ударение, паузы, особенности голоса, интонация, выразительность

Состояние звукопроизношения.

Исследуемые звуки
С С З З Ц Ш Ж Щ Ч Л Л Р Р
При изолированном произношении                          
В слогах:

Открытых без стечения согласных

Закрытых без стечения согласных
Со стечением согласных
В словах:

В начале

В середине
В конце
Во фразах                          
В связной речи                          

 

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

Фонематическое восприятие

Логопедическое заключение

Результаты коррекционной работы

Приложение 3.

 

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

С общим недоразвитием речи (ОНР) До 4 человек
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (н.в.ОНР) До 5 человек
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) До 6 человек
С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР До 5 человек
С недостатками чтения и письма, обусловленными ФФН и ФН До 6 человек
Заикающиеся До 4 человек
С недостатками произношения отдельных звуков (фонетический дефект речи – ФД) До 7 человек.

ПРИМЕЧАНИЕ: Минимальная наполняемость групп – 3 обучающихся.

Приложение 4.

Отчёт о работе логопедического пункта при школе №_________

за ______________________учебный год.

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

 

ОНР

 

ФФН

 

ФН

 

ФД

Заикание нарушения чтения, письма, обусловленные ОНР нарушения чтения, письма, обусловленные ФФН нарушения чтения, письма, обусловленные ФН
Выявлено обучающихся 1 класс

2-4 кл.

               
Зачислено на логопункт 1 класс

2-4 кл.

               
Выпущено с логопункта 1 класс

2-4 кл.

               
Оставлено на логопункте 1 класс

2-4 кл.

               
выбыло 1 класс

2-4 кл.

               

Примечание:

ОНР – общее недоразвитие речи

ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи

ФН – фонематическое недоразвитие речи

ФД – фонетический дефект речи, нарушение произношения одного или группы звуков.

 

Приложение 5.

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА № ____

Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом:

2. загруженность кабинета:

Понедельник Вторник Среда

Четверг

Пятница
 

3.Площадь кабинета:

4.Число посадочных мест:

Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета № 55.

№ п/п

Наименование ТСО

Инвентарный номер по школе

     

Опись имущества логопедического кабинета №____.

№ п/п

Наименование имущества

Количество

     

Методическая литература.

№ п/п Название Автор Кол-во
       

Учебно-методические пособия

№ п/п Название Автор Кол-во

Учебники.

№ п/п Название Автор Кол-во

Дидактическая база кабинета.

№ п/п

Название

Дидактические игры

1.  

Развитие лексико-грамматического строя речи

1.  

Звукопроизношение.

1.  

Развитие психологических процессов

1.  

Коррекция и профилактика нарушений письменной речи.

   

Аудио и видеоматериалы.

№ п/п Название Кол-во
1.    

План работы логопедического кабинета на _____________учебный год.

п/п

Что планируется Сроки Отметка о выполнении
1.      

Перспективный план развития кабинета.

п/п

Что планируется Сроки
1.    

Приложение 6.

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

Журнал

учёта посещаемости логопедических занятий учащимися,

зачисленными на логопедический пункт при школе № ________

города___________ _______________________(области)

в __________/______________ учебном году.

В разделе журнала «сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году с указанием класса, даты зачисления и (в конце учебного года) результата коррекционной работы: «выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл».

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально – по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например Группа №1 с ОНР (2 класс).

На правой половине страницы вверху указывается время занятий с этой группой: например, понедельник, среда, пятница –14.30-15.10. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппе или фамилия и имя ребёнка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях

( отсутствие ученика отмечается буквой «н»). На правой странице записываются темы проводимых занятий в соответствии с рабочим планом. На одной из страниц отводится место для учёта работы логопеда в период обследования письменной и устной речи учащихся и в период школьных каникул.

Контроль за ведением журнала учёта посещаемости логопедических занятий осуществляет зам. директора ОУ по начальным классам.